Free TON

Нужно ли привлечь во FreeTON не только гиков?

Дисклеймер: это рассуждение, которым хочу вызвать обсуждение – узнать ваше мнение – понять, пригодится ли моё умение (плюс рифмованное вступление) XD

Я новенький. Не совсем новенький в крипте, но абсолютный новичок в теме ФриТОНа.
Это ценная позиция для того, чтобы отрефлексировать то, что происходит и поделиться с вами – корифеями – взглядом со стороны. Мой бэкграунд – маркетинг, информационное управление, сложные системы промо кампаний и продуктовый менеджмент.

Я разделяю концепцию ТОНа и этого сообщества (если я правильно её понял).

С момента прочтения романа Вернора Винджа “Конец радуг” – жду адаптации обществом двух основных технологий следующего социокультурного прорыва – дополненной реальности и распределённого децентрализованного взаимодействия общества. А с момента прочтения “Манараги” Сорокина (раньше, конечно, но он там слишком хорошо развернул образ, чтобы не упомянуть эту книгу) – очевидно тревожит порабощение человека его собственной ленью и тупостью. Параллельно – вижу тенденцию нарастающей корпоративной диктатуры (продвигающей лень и тупость) и готов противостоять ей в рамках доступных мне инструментов – слова и дела.

Так что рад встретить соратников на этом непростом пути – пути создания альтернативы и развёртки системы. Верю, что ещё не поздно.

Поэтому – моя личная цель – применить свои навыки и помочь развитию и становлению этой альтернативы. Я умею делать вещи популярными. И мой взгляд на существующую ситуацию – взгляд, оценивающий текущую популярность и устремлённый в будущее, в котором мы или победим, или все проиграют. Ключевых слова два – “мы” и “все”.

“Мы” – это существующее сообщество активных создателей – никого, кроме нас, у нас самих нет – действовать должны мы. И не на уровне “накоплю кристаллов на конкурсах и выйду в кэш like a boss”.

“Все” – это реально все – потому что система будет работать в задуманном ключе только на глобальном масштабе. Без тотального охвата она останется нишевой, а значит – не составит альтернативы существующей корпоратократии.

Задачу вижу, как превращение в “мы” – “всех”. Расширение аудитории и установку Surf by everyone and their dog. Вовлечение каждого человека на планете. Безумие, кажете вы? Ну а стать батарейками в матрице, которую уже почти натянули на глобус GAFAM – не безумие, что ли?

Закончу на этом вступление и перейду к сути – взгляд на систему со стороны нуба и определение её слабых сторон, которые необходимо компенсировать и превратить в сильные. Точнее – одной, главной слабости.

Первое, что я вижу – очень продуманная и хорошо прописанная архитектура коммуникаций:

  • есть все необходимые площадки, как локальные, так и интернациональные
  • очень понятные каналы под разные задачи
  • лучший (из тех, что я видел) движок форума
  • реализованы основные инструменты работы с сообществом (АМА, конкурсы, система subgovernance)

Второе, что бросается в глаза – нас мало. Непропорционально затраченным усилиям мало. Понятно, что если бы Дуровым удалось внедрить ТОН в ТГ – то adoption произошёл бы взрывом – и понятно, почему им не дали этого сделать. Но даже в существующей “партизанской” парадигме – нас должно становиться гораздо больше гораздо быстрее – иначе можем не успеть.

Третье, что сразу заметно – все мы гики (если не сказать “nerds”). Врубиться в существующую логику проекта мне удалось не за один час. И это при том, что для этого есть вспомогательные инструменты (вики, статьи, даже сам лэндинг под это заточен). НО! Вся эта “заточка” – под конкретных гиков – людей, которым больше всех надо и которые готовы/замотивированы разобраться. Сами посудите – какой процент игроков лезет в вики популярной игры? Из сотен миллионов – пара сотен тысяч (для сравнения, на ютюб канал с промо мультиками подписаны почти восемь миллионов).

Наша основная (парадоксальная) слабость в том, что мы гики (и в этом же – наша сила).
Такой ситуации есть объяснение.

В рамках адаптации любого тренда – он проходит несколько этапов, которые прямо завязаны на вовлечённую в них аудиторию. Вот картинка для наглядности:

В принципе – на картинке всё уже рассказано, но на всякий пожарный раскрою ключевые вещи тем, кто ранее не сталкивался с ней и/или не силён в английском:

  1. тренд стартует в среде “инноваторов”, которым вообще не важен ни человеческий интерфейс, ни степень готовности продукта – они и есть изобретатели этого продукта – первые маги, воплощающие идею в форму;
    ---- мы находимся здесь ----
  2. к ним присоединяются “ранние последователи” – люди, которым интересно всё самое новое. Эти ребята могут простить многие косяки, но им нужен минимально действующий продукт;
  3. дальше происходит adoption тренда самой важной частью аудитории – “ранним и поздним большинством” (там и есть рынок – смотрите на проценты аудитории);
  4. ну и в финале – присоединяются “отстающие” (Сёрф установят наши бабушки и будут переводить в него пенсию).

Фишка в том, что мы с вами скоро подойдём к самому опасному месту – там где обозначена THE CHASM – “бездна”. Дело в том, что эту бездну довольно сложно преодолеть, так как обычно – инноваторы и ранние последователи – это и есть гики, которые закапсулированы в своём взгляде на мир (по определению). И, поскольку эти ребята всегда самые умные (без сарказма) – то они редко готовы упрощать что-то под остальных и считают, что остальные должны возвыситься до их уровня, чтобы составить им компанию.

Есть несколько способов перепрыгнуть эту бездну – помимо очевидного – сразу сделать полностью рабочую экосистему продукта (но, кажется, это не в духе agile). Готов поговорить о них после вашего ответа на вопрос.

Вопрос, на который я хочу получить ответ под этим длинным постом – насколько сообщество понимает/принимает, что мы – это гики, инноваторы и ранние последователи – а для популяризации FreeTON нам как воздух необходимы другие люди, которые совсем НЕ гики?

P.S.
Спасибо вам, за то, что вы пришли первыми.
Рад стать частью этого сообщества :vulcan_salute:

10 Likes

:rocket: :rocket: :rocket: :rocket: :rocket: :rocket: :rocket: :rocket: :rocket:

1 Like

It’s a good question, but it’s better to ask old-timers, I’m a beginner!

1 Like

Пока ещё рано. К тому же все участники сообщества должны подписать Декларацию о Децентрализации и если они это сделали то они уже гики.

А если серьёзно, то видно что Фри ТОН целит на масс адопшен, но пока еще проект на стадии становления. Сеть еще не достаточно хорошо доказала безопасность.
К тому же новичок имеет риски неудачно закупиться или что-то типа того.
Для массового пользователя цена должна быть стабильной.
Надо не только сделать простую установку но и минимизировать риски для массового пользователя.

1 Like

Сообщество с мая занимается всем тем что ты написал. И все всё понимают. Посмотри прошедшие конкурсы.

The community has been doing everything you wrote since may. And everyone understands everything. Check out past contests.

1 Like

Форумы надо поскорее подключать, я криптофорумы имею конечно же ввиду, для начала первую тройку БТТ, КТТ, АТТ. Ну, собственно, с 12 октября это и начнется, с первой баунти кампанией на этих форумах.

1 Like

Дык вот тему создал же:

2 Likes

Уже увидел, спасибо за создание. Думаю, баунти подстегнет интерес к сабжу.

2 Likes

Я вот себя никак к гикам не отношу, но в проекте с самого начала. Много времени пришлось уделить на изучение материалов, но оно того стоило, проект достаточно интересный, как по мне. Поэтому любой, как мне кажется, и на любом этапе может подключиться, если он хоть как-то вообще криптовалютами интересуется.

1 Like

Спасибо! Отличный пример))

Давайте всем понятную аналогию приведу – были телефоны на PalmOS со стилусом, тачскрином и мааааааленькими иконками + сложной, но гранулированной настройкой (до сих пор СониЭрик у меня где-то лежит в коробке) – их покупали, конечно “те, кто в телефонах разбирается”. Но хитом продаж была всё равно Моторола Рэйзр.

А потом вышел айфон – с простой как блин ОС, интерфейсом и зализанным дизайном – и порвал к чертям рынок, создав новую нишу.

То, о чём вы пишете – “может подключиться, если он хоть как-то вообще криптовалютами интересуется.” как раз и иллюстрирует тот факт, о котором пишу я – криптовалютами сейчас интересуется микроскопическая часть населения. Я же говорю о том, что привлекать надо тех, кто НЕ разбирается – обычных людей, которых вы в магазине, покупая хлеб, встречаете.

Потому что до тех пор, пока без вопросов – уникальной – системой ТОН будут пользоваться “те, кто разбирается” – она не станет общепризнанной – и рухнет в “бездну”, не став инструментом изменения общества, а лишь обогатив деньгами самых классических спекулянтов-айсиошников-баунтихантеров и/или обогатив интеллектуально разработчиков, которые получат удовольствие, играя с технической её составляющей

Хах! Тема-то отличная, кто бы спорил. Но вы же прямо в теле поста пишете “тематические форумы еще не вымрут много-много лет, ибо именно там сидят гики

Это нужная история. При этом, разве вы не увидели разницу вашего поста про привлечение гиков и моего поста про привлечение НЕ ГИКОВ? (извините за капс – просто по ответам к посту у меня складывается впечатление, что именно этот аспект моей мысли ускользает от читателей)

Прошу уточнить что именно вы имеете в виду. То, что я увидел, и что, потенциально, может быть направлено на привлечение “обычных” людей:

  • конкурс на мемы (получились в итоге мемы для узкого круга посвящённых, но идея была здравая)
  • конкурс на амбассадоров (под вопросом, т.к. не до конца ясно где именно – в какой среде – они амбассадорят)

Возможно, я пропустил какие-то важные конкурсы? Или они в отдельном сабгавернанс расположены? Если не сложно – укажите, пожалуйста, где можно посмотреть.

Но, как минимум, я могу засчитать ваш ответ как “да, нам нужно привлечь не гиков” – спасибо – это хотя бы ясный ответ на изначальный вопрос.

Спасибо большое за ясный и развёрнутый ответ!

Скажите, пожалуйста, есть ли понимание сроков выхода системы на необходимый уровень безопасности? Есть ли роадмэп или другой вид зафиксированного плана?

1 Like

В таком случае это относится ко всем криптовалютам, а не только к Free TON и ответ тут однозначный, что не придут, потому что всё это слишком сложно для обычных людей и совсем им не интересно. Другое дело пользоваться тем же мессенджером, это просто и удобно, вот его и нужно в первую очередь продвигать, а там возможно и самой монетой заинтересуются и способами её использования.

У вас сильно размашистая тема, у меня узконаправленная. Я тоже умею “книги писать”, но это не всегда нужно - далеко не каждый читатель любит лонгриды. Да и придираться к постам…ну так себе занятие)
Или я что-то неправильно понял?)

1 Like

У меня нет точных дат. Достижение децентрализации одна из приоритетных целей Фри ТОН. Подробнее можно узнать по ссылке:
https://freeton.org/dod

2 Likes

Схожесть взглядов на текущую ситуацию и то, как Вы ее разложили, просто не оставляют мне шансов не пригласить Вас в свою команду. Вы хотели бы поучаствовать в Subgovernance, способном реализовать вышеизложенные Вами цели? Пришлю предложение в Телеграм.

Также интересно, как бы Вы оценили недавние партнерства?

1 Like

Прежде всего – очень рад, что наши взгляды совпадают! По комментам опасался, что многим эта ситуация не кажется важной, а попытка её обсуждения выглядит преждевременной.

Ещё больше рад тому, что существует subgovernance, в рамках которого можно начать деятельность! И, конечно, сочту за честь быть в него включённым и принести максимальную пользу! Мой тг = flashbackflip – и я буду рад обсудить детали и задачи.

Отдельное спасибо за файл с подборкой прошедших инициатив – прочитал их все – они здорово охватывают основные инфраструктурные потребности проекта. Ниже оценю их и партнёрства с точки зрения пользы – улучшений буду касаться минимально, иначе этот пост может потерять структурность из-за объёма.

ИНИЦИАТИВЫ

  • Crystal Game – необходимая (или даже неизбежная) инициатива – без валидаторов система не сможет работать, так что их поощрение и инициация новых – is a must
  • Амбассадоры – логично и полезно – тут не может быть рамок и ограничений (кроме тех, что описаны в документе и касаются репутации и перформанса) – классика баунти кампаний, толко в долгосрочном формате и на постоянной основе. Есть только вопрос с KPI – можно ли их унифицировать или сделать уровни? Так как то, что может делать легко один человек – не факт, что сможет другой (например, как сравнить проведение хакатона и пять статей на Хабре?)
  • SMM – как человек, продававший СММ в те времена, когда кроме ЖЖ ничего не было – могу только аплодировать))). Особенно важным элементом считаю наш собственный блог, тк статьи на Medium – это круто и модно, вот только без платной подписки там можно читать всего две статьи в месяц (что объективно режет их аудиторию).

ПАРТНЁРСТВА
(часть площадок нишевые, так что не стану комментировать объём их аудитории)

  • E-Sports – отличная идея – кажется, должен быть хороший маркет фит, тк аудитория привычна к виртуальным валютам. Дополнительный плюс в молодости и социальной активности аудитории, что создаёт потенциал виральности информации о ФриТОНе.
  • Покер – считаю его частью e-sports на мета-уровне, так что и оцениваю примерно так же. Не массмаркет, но интересная ниша.
  • WorldChess – same e-sports meta, but with a ‘smartness’ twist! Цитируя ссылку из описаниея контеста: “If poker can make it on telly, so can chess”)) Интересная подача материала – я залип на их ютюб канале. С точки зрения коммуникационной стратегии – идеальный вариант. Если люди могут поспорить насчёт покера (для большинства, всё-таки, это азартная игра с флёром казино) – то шахматы добавляют ФриТОНу респектабельности и снижают подозрения в скаме (шахматисты – умные люди – их так просто не проведёшь!).
  • AdGram – отличное предложение, которое, при выполненных KPI может реально помочь распространению кристаллов среди “не-гиков/обычных людей”. Смущает, что Similarweb не может посчитать посещаемость площадки – значит, она ниже пороговой в 5000 (если я правильно помню их порог). Это не кажется критичным, тк платформа может работать с админами и через бота в ТГ.
  • Chinaplay – китайский рынок нужно тестить в любом случае, а через платформу с игроками, это может произойти наиболее органично. Единственный ньюанс – кажется, что китайским братьям нужно предложить какой-то способ тратить кристаллы – иначе, они со своими кошельками на 10 кристаллов просто повиснут у нас в системе мёртвым грузом. То есть, стоит, наверное, дополнить предложение Chinaplay возможностью не только заработать кристаллы за оплату фиатом, но и осуществлять покупки (например, 10%-30% от суммы) нашими кристаллами.
    Пока искал (и не нашёл) информацию об этом сервисе в русскоязычном сегменте – наткнулся на форум, который тоже можно попробовать вовлечь в орбиту ФриТОН.
  • Playkey – более цельное и ценное предложение, чем у китайцев, так как включает в себя мотивацию пользователей не только зарабатывать, но и платить кристаллами! Пока что – это партнёрство на первом месте в моём субъективном рейтинге))
  • DeTrace – не очень верю в описанные юзкейсы (слишком много заморочек и нет прямой/быстрой выгоды ни для юзера, ни для производителя + ещё нет паттерна социального поведения в рамках этих механик) – но при этом, именно это партнёрство обкатывает ключевую (в недалёком будущем) систему регистрации и трекинга собственности через смарт-контракты, так что это партнёрство очень важно со стратегической точки зрения.
  • Combot – отличное и продуманное предложение “с колёс” (предусмотрены как варианты анонсирования кристаллов через интерфейс системы, так и возможности заработать/потратить) – с понятной перспективой токенизации репутации (тут, конечно, возможен скам и накрутка, но детали можно обдумать). Делит субъективное первое место с PlayKey;)
  • Chatex – очевидно-логичное партнёрство, которое особенно интересно вот этим пунктом: Create secondary market circulation of TON Crystal. Chatex can also provide
    exchange of TON Crystal to non-classic payment methods. For example Gift
    Cards, in-game items and collectibles etc. Единственный недостаток – именно этот пункт не описан в подробном изложении механики. Считаю это недостатком по той же причине, что и схему Chinaplay – понятно, как юзеры получают кристаллы, но не ясно, как они их тратят. В случае Chatex они, конечно, могут их просто выводить, но создание описанного “вторичного рынка циркуляции” – гораздо интереснее и перспективнее для роста сообщества и системы в целом.
  • QAN – потенциально очень классная идея с прицелом в казуальную аудиторию!! Но с тем же типичным недостатком (если я ничего не упустил) – как пользователи тратят кристаллы? Предлагается система закупки рекламы – ок – но конечный юзер как/куда выводит свои кристаллы? Тут напрашивается склейка со вторым партнёром типа Chatex или FreeTonShop.
  • FreeTONshop – идея интересная, конечно. Но сильно зависит от воплощения – там на каждом шагу “вкусовщина”: картинка на худи, качество ткани, стиль выкройки. Фокус на теме ФриТОН – это и плюс, и минус одновременно. Плюс в том, что если человек купил – он наш живой биллборд. Минус в том, что если человек не в теме – он не купит то, о чём ничего не знает. Поэтому – потенциал есть, а воплощение инициативы больше всего зависит от команды и того, как она сможет развернуть промоушен магазина, учитывая, что пока что все товары в нём исключительно с темой ФриТОН, а значит – нишевые даже для крипто-ниши, которая сама по себе не массмаркет ниша.
5 Likes

Если говорить о фритоне, то чтобы им массово начали пользоваться самые разные люди, независимо от их технической, финансовой или любой другой грамотности, навыков, умений, то тут предстоит пройти долгий путь. Людям это должно быть нужно, необходимо. Сейчас вообще криптовалюты на стадии становления, мало людей о них знают, еще меньше пользуются.
На данном этапе многие не осознают, что не только во фритоне, но и в других криптовалютах нет единого центра, нет саппорта, некому пожаловаться, если транзакция не дошла или пропали монеты. Людям порой трудно принять тот факт, что в криптовалютах только они хозяева своих монет и они отвечают за их сохранность.
В первую очередь, для массового принятия фритона я бы выделил следующие моменты:

  • Простота, удобство использования.
  • Надежность, отказоустойчивость сети, низкие комиссии, которые автоматически должны рассчитываться, человек не должен часами ждать транзакцию и вручную высчитывать размер комиссии.
  • Принятие в качестве способа оплаты различными ритейлерами, сервисами.
    Тогда со временем все больше людей будет узнавать о фритоне, будет “эффект снежного кома” .
1 Like

Что значит гики? В смысле так сказать “математики” или в смысле криптоанархисты? Если в первом, так уже давно в крипте полно обычных людей, даже можно сказать большинство. Если во втором, так они все тусуются в дискорде вокруг экзотических проектов, CPU майнинга, монет, которые никогда не принесут сколько нибудь значимой материальной выгоды создателю и последователям, а только наслаждение элегантным алго и совершенным (ну почти) кодом, типа зеттелькастен и тому подобных довольно интересных штуковин.
Если же имеется в виду привлечь бабок из хлебного магазина, то это гиблый номер, такой охват аудитории вряд ли даже у битка не будет. Как тут выше указал cryptomaxsun, люди не привыкли жить без патернализма, нести ответственность за свои ошибки (потеря приватника к примеру или транза не туда куда надо), не к кому бежать отменить, помочь восстановить, банка нет.
Также нужны годы для массовости, особенно для нового проекта. Как мне кажется эффективней всего для популяризации может служить торговля любыми товарами за тоны, вот в телеграме недавно видел бот появился, футболки с символикой там и т.д. и тут на форуме читал ветку магазина, хотя и пустоватого на товары пока что.
Почему торговля - это мост между криптой и реальностью. Так как крипта на данный момент оторвана от этого и существует практически только для спекуляций или накопления для спекуляций в будущем. Крупная платежная система уже движется в этом направлении, о чем свидетельствует вчерашняя новость о начале работы PayPal с битком. По факту из крипты сейчас реально используется только биток, причем наркоторговцами.

Хотя можно пробовать и бабок привлечь товаром для целевой аудитории.
Вложится в хороший сорт семян например, продать со скидкой, а потом - “Видала какие у Петровны помидоры выросли, с лошадиную голову!” “Она семена за какие-то тоны покупала, их за рубли не продают. Я тоже куплю на будущий год, мне внук уже купил и положил тоны на телефон.”
Обычно бояться продавать за крипту что-то дорогое, это и понятно, высокие риски, поэтому пока мелочь. Но, если вспомнить, интернет магазины тоже с этого начинали, а сейчас там любой товар.
Только вот в России например торговля за крипту запрещена, но может не навечно…

2 Likes